Информация о том, что надо срочно выезжать к сирийско-ливанской границе, застала меня врасплох. Приходится срочно менять планы на день и выхватывать в транспортном потоке свободное такси. Благо, до нужного мне КПП всего около 55 километров. Почти у границы вливаемся в автоколонну с остальными представителями прессы. Паркуемся. Выставляем камеры, направив их в строну прибывающего с ливанской стороны транспорта. На часах чуть больше трех часов пополудни. Большинство коллег знали о выезде заранее и ждали отправления колонны от Министерства информации с десяти часов утра. Общаемся. Проходит час. Продолжаем общаться... Тем временем на нас обрушивается сильнейший ливень.
Похищенные в самом начале декабря прошлого года монахини православного монастыря св. Феклы в Маалюле провели у боевиков входящего в "Аль-Каэду" радикального движения "Джибхат аль-Нусра" около 100 дней. По обрывочным сведениям о ходе переговоров по их освобождению, просачивавшимся в прессу, мы знали, что в обмен боевики требуют 900 содержащихся в сирийских тюрьмах заключенных; что держат монахинь в городе Ябруд Дамасской области, где сейчас идут бои; что к переговорному процессу имеют отношение катарские посредники и что связь с монахинями прервалась около недели назад.
Как выяснилось позже, вся эта информация действительно отражала этапы проходивших в обстановке секретности переговоров. Действительно, существовал список из 900 человек, в котором после согласований с сирийским правительством осталось около 150 имен. Действительно, монахинь вывезли из городка Маалюля в Ябруд. Бывшему выпускнику одного из советских вузов Жоржу Хасауни, участвовавшему в переговорах, удалось уговорить похитителей переселить заложниц и их охрану в принадлежащий ему комфортабельный дом, где им было бы удобно находиться и где было бы достаточно тепло зимой. Монахини провели в этом доме около двух месяцев и буквально за неделю до для освобождения были тайно вывезены в неизвестном направлении. И, наконец, в деле действительно были замешаны катарские посредники. Напрямую с ними представители сирийской стороны не контактировали. Как и в случае с освобожденными в прошлом году ливанскими паломниками, проведшими в плену без малого два года, с ливанской стороны процессом переговоров руководил генерал Аббас Ибрагим, координировавший его с имеющими влияние на похитителей катарцами. По словам Ибрагима, существенно продвинуться в переговорах помогли успехи сирийской армии в городе, который еще недавно полностью контролировался боевиками.
Тем не менее, несмотря на достигнутые договоренности, отправившимся за монахинями ливанским офицерам пришлось дважды въезжать в Ябруд. В первый приезд похитители снова изменили требования. Когда ливанцы развернулись и отправились в обратный путь, им позвонили и сказали, что согласны на предложенные ранее условия.
В результате 16 женщин-заложниц (13 монахинь и три послушницы), а также около 70 журналистов и многочисленные встречавшие весь день провели в невероятно томительном ожидании. Монахини прибыли в Сирию только в первом часу ночи понедельника. Одну из них ливанскому офицеру пришлось нести на руках.
Уставших женщин погрузили в "Хаммеры" и повезли в Дамаск, куда они прибыли около трех часов утра понедельника. А вечером того же дня в дамасской церкви Святого Креста состоялся молебен о благополучном возвращении похищенных в апреле прошлого года патриархов, участие в котором приняли и обретшие свободу монахини.