Что дальше? Мнения российских экспертов
В Сирии убит министр обороны страны Дауд Раджа. Глава военного ведомства стал жертвой теракта, совершенного у здания Службы национальной безопасности в Дамаске. Вместе с ним погиб его заместитель и муж сестры президента Асеф Шаукат. По неподтвержденной информации тяжело ранен и находится в критическом состоянии министр иностранных дел Валид Муаллем. Сообщается, что террорист-смертник подорвал себя, когда в здании проходило совместное совещание руководства службы безопасности и министров сирийского правительства. Параллельно начали приходить сообщения о целой серии из пяти взрывов вблизи штаба дивизии, которой командует брат президента Асада.
Несколько дней назад повстанцы объявили о начале «решающей битвы за столицу Сирии», назвав ее «Дамасский вулкан». В прессе стали появляться сообщения о масштабных боестолкновениях на улицах Дамаска, которые, впрочем, вскоре были опровергнуты жителями районов, о которых шла речь.
Чтобы узнать, какова сейчас ситуация на месте, мы позвонили в столицу Сирии востоковеду и писательнице Анхар Кочневой:
– У нас на час было прервано обычное вещание местных телеканалов – показывали новости и кадры с места событий. Точной информации о погибших и раненых пока нет. При этом уже назначены люди, временно исполняющие обязанности министра и замминистра обороны Сирии. Информация, что якобы произошло 5 взрывов у штаба одной из сирийских дивизий, является откровенной дезинформацией – больше взрывов не было, это опровергнуто официально. Отдельно стоит сказать про бои, которыми якобы был охвачен Дамаск: это тоже неправда. Действительно в столицу просочились боевики, которые стреляли в воздух, вступали в короткие перестрелки с солдатами, но никаких захватов кварталов столицы не было. Министр информации Сирии сообщил, что эти перестрелки стали делом рук всего девяти человек, которых по странному стечению обстоятельств тут же показывала Аль-Джазира в своем эфире. Кроме того, по государственным телеканалам сегодня было сообщено, что за последние полгода была проделана такая работа, которая позволит при объявлении всеобщей мобилизации в течение 48 часов поставить под ружье 5 миллионов человек. Это к вопросу о готовности Сирии к внешней интервенции.
Произошедший теракт комментирует президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:
– Если в ходе гражданской войны гибнет руководитель военного ведомства страны, это означает попытку уничтожения ближайшего окружения Асада и его самого. На достижение этой цели отпущены очень большие деньги. Такого рода теракты обычно невозможны, если у вас обычная гражданская война. Но поскольку Катар и Саудовская Аравия сегодня делают все возможное, чтобы свергнуть или физически уничтожить Асада, все становится понятным. Помимо прочего это означает, что в обычной гражданской войне, без внешней интервенции, Асада свергнуть не удается. Следовательно, ликвидация высших государственных лиц Сирии становится для монархов Персидского залива совершенно нормальным и легитимным методом расправы. Они уже достаточно продолжительное время занимаются тем, что свергают одного за другим авторитарных лидеров стран региона, превращая их территории в часть своего будущего Халифата. Каддафи линчевали, министра обороны при Асаде взорвали. В этой ситуации остается дожидаться, когда будет адекватный ответ если не от самого Асада, то хотя бы от стоящего за его спиной Ирана. Когда кто-нибудь взорвет катарского эмира или саудовского короля.
«СП»: - В эти дни США особенно активно продвигают в Совете Безопасности ООН вариант резолюции по Сирии, которая даст Западу возможность военного вмешательства. Следует ли ожидать интервенции?
– Разумеется, если Соединенные Штаты вернут России Аляску, а Китаю – Тайвань, то, наверное, Москва и Пекин снимут свои возражения против интервенции. Во всех остальных случаях я не вижу причин, по которым российское и китайское руководство должно давать зеленый свет тому безобразию, которое проталкивается Западом.
С другой стороны, Ирак захватили, а Саддама повесили без всякой санкции ООН. Но если мыслить в рамках нормальной логики, вероятность вторжения без санкции равна нулю. Если говорить в рамках логики сегодняшних событий на Ближнем Востоке, то такая вероятность может дойти и до 100 процентов. Потому что Катар и Саудовская Аравия заплатят любые деньги за то, чтобы интервенцию организовать. Для них отступление смерти подобно. А у Обамы предвыборная кампания. Разве ему деньги будут лишними?
Схожее мнение разделяет и старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Евсеев:
– «Сирийская свободная армия» практически не контролирует радикальную оппозицию внутри страны. Здесь надо искать других действующих агентов. В настоящее время идет сильная накачка и радикализация оппозиции. То, что произошло, больше похоже на работу структур, подконтрольных Катару и Саудовской Аравии.
«СП»: - Стоит ли теперь ожидать ответных знаковых действий со стороны сирийского правительства и армии?
– Насколько мне известно, сейчас ситуация переламывается в пользу сирийских властей. В ближайшее время, скорее всего, будет окончательно зачищен Хомс. Если говорить об ответных мерах, то до конца непонятно, по отношению к кому их принимать. По крайней мере, нет твердых доказательств.
«СП»: - Стоит ли ждать интервенции в обход Совбеза ООН?
– Осуществлять интервенцию на фоне присутствия российского Военно-Морского флота в Тартусе является безумством. Сейчас речь идет не об организации вторжения, а, скорее, о проведении спецоперации руками джихадистов. Но и это тоже вызывает некоторое удивление, потому что с одной стороны, Америка борется с Аль-Каидой, а с другой стороны, поддерживает исламистов там, где это ей выгодно.
«СП»: - Насколько серьезно убийство министра обороны ослабило армию Сирии?
– Я думаю, что никаких радикальных перемен не произошло. Другое дело, что вероятно, произойдет ужесточение позиции самих солдат сирийской армии.