12 апреля на юге Ливана в результате покушения погиб палестинский бригадный генерал Фатхи Зейдан по прозвищу "Зорро". В его автомобиль была заложена бомба. Ближневосточный корреспондент Русского телеграфного агентства Анхар Кочнева объясняет, что означает смерть этого видного лидера палестинцев и какую роль может сыграть т.н. «палестинская карта» в дальнейшем расшатывании ситуации в Ливане.
На сегодняшний день на территории Ливана осталось всего 12 лагерей палестинских беженцев, раньше их было больше. Некоторые лагеря были расселены - люди переехали в нормальные квартиры и более комфортабельные для жизни районы, часть беженцев смогла уехать из Ливана в другие страны (в том числе, в Европу через гуманитарные организации). Все проживающие в Ливане палестинцы - беженцы с земель, перешедших к Израилю в 1948 году, а также их потомки. Гражданства у них нет не только ливанского, но и вообще никакого (исключение составляют люди, заключившие браки с иностранцами и получившие гражданство своих супругов): в Ливане их основным документом является удостоверение личности, по своей сути схожее с паспортами неграждан в странах Балтии. Среди многочисленных ограничений, распространяющихся на проживающих в Ливане палестинцев, - запрет на работу по 70 специальностям.
Устаревшая инфраструктура лагерей, царящая там скученность и антисанитария порождает хаос и создает криминогенную обстановку. Среди обитателей лагеря есть и не имеющие вообще никаких документов люди, формально их как бы не существует. Их родители не получили бумаги при рождении ребенка или по каким-то причинам не смогли этого сделать позже. Многие из этих людей успели повоевать на стороне боевиков в Сирии и находится в розыске. Со времен гражданской войны в Ливане (1975-1990 годы) в лагере, как и в некоторых других районах страны, на руках у населения осталось достаточно большое количество огнестрельного оружия. Именно в начале гражданской войны в Ливане начинаются первые палестино-палестинские столкновения и первые теракты против организации ФАТХ, возглавлявшейся Ясиром Арафатом. За организацией этих покушений стоял печально известный Абу Нидаль, отколовшийся от ООП и устроивший по всему миру около 120 кровавых терактов (захват самолетов, заложников, взрывы, убийство израильских спортсменов в Мюнхене и т.п.). Активизация попыток ликвидации членов и руководителей ФАТХ приходится, по словам палестинцев, на 1983 год. «Гнездо» террористы Абу Нидаля как раз и «свили» себе в палестинском лагере Айн аль-Хельва недалеко от южноливанского города Сайда...
Шли годы. В лагере периодически случались перестрелки. Некоторые привыкли решать спорные вопросы с соседями и обидчиками с помощью оружия. Но особенно ситуация обострилась после начала гражданской войны в Сирии: лагерь стал прибежищем тех, кому страшный Абу Нидаль и в подметки не годился. За последние пять лет в Ливане было совершено почти три десятка покушений на лидеров и видных членов движения ФАТХ. Фатхи Зейдан стал 28 жертвой в этом списке.
Фатхи Зейдан был начальником палестинских служб безопасности расположенного недалеко от Айн аль-Хельва небольшого лагеря палестинских беженцев под названием Мия аль-Мия. «Зорро» был известен тем, что пытался поддерживать порядок на вверенной ему территории. А также, по возможности, и в других лагерях. Убили «Зорро» практически сразу после очередного совещания, когда он направлялся из вверенного ему лагеря в Айн аль-Хельва. И.о. президента Ливана Мишель Сулейман, кстати, на днях назвал лагерь Айн аль-Хельва «ДАИШ-лэндом».
Всего в лагерях на территории Ливана проживает не менее 450 000 палестинцев. В Айн аль-Хельва - самом большом лагере палестинских беженцев - около 80 000 человек. Наряду с ФАТХом - самой большой и многочисленной группировкой - в лагере имеются сторонники 16 различных организаций, в том числе связанных с аль-Каидой и ДАИШ. В нынешнем январе, устав от многочисленных провокаций, ФАТХ предпринял попытку вывести радикалов из лагерей. Пока получается с переменным успехом. Убийство Фатхи Зейдана, несомненно, было осуществлено с целью спровоцировать новую волну беспорядков, взаимных упреков и случаев применения оружия. Кое-кто старательно пытается разыграть «палестинскую карту» для дестабилизации Ливана.
Надо заметить, что жители расположенного в Дамаске лагеря Бурж аль-Баражна попросту не позволили радикалам развернуть у себя какую бы то ни было активность. Еще достаточно свежа память о событиях 2007 года в лагере Нахр аль-Баред на севере Ливана, в городе Триполи. Армии Ливана тогда удалось обуздать вспыхнувший мятеж радикалов. Кстати, по словам ливанских аналитиков, в нем принимало участие от силы около 2% палестинцев: остальные участники были ливанцами и иностранцами. Провозглашение «исламского эмирата», профинансированное партией "Мустакбаль" ("Будущее"), так и не состоялось. Как и не увенчался успехом другой предпринятый радикалами мятеж в Триполи осенью 2014 года. Армия хорошо контролирует этот город: повсюду патрули, проводятся аресты потенциальных террористов, изымается оружие - вплоть до минометов.
Возможности «развернуться» в северных районах Ливана у радикалов нынче не много. Именно поэтому они пытаются перенести свою деятельность на юг, рассчитывая на то, что у армии может не хватить сил держать Триполи, воевать с Нусрой и ДАИШ в Арсале на Северо-Востоке и заниматься обезвреживанием террористических ячеек на Юге. Хаотичный и почти не контролируемый ливанскими силами безопасности самый большой палестинский лагерь в стране как нельзя больше подходит на роль бикфордова шнура, способного подорвать царящий в Ливане мир.
Запал к этому шнуру подносят почти ежедневно. Так, уже после покушения на Фатхи Зейдана, т.е. буквально на днях, в палестинских лагерях снова была пролита кровь: в результате нападения боевика-исламиста Омара Натура был убит еще один фатховец. Силы безопасности, действующие на территории лагерей, проводят экстренные совещания. Ответственность за сохранение мира сегодня лежит на самих выходцах из Палестины и их собственных службах безопасности.
Здесь стоит напомнить, что страшная гражданская война в Ливане в апреле в 1975 года началась со столкновений палестинских беженцев со сторонниками христианской партии «Катаиб». В той войне, когда воевали все против всех, вооруженные отряды палестинцев были одной из главных сторон конфликта.