Как мир прощался с исламским богословом шейхом Абд аль-Насером Джабри: репортаж из Бейрута от колумниста «Реального времени»
В конце прошлой недели в Ливане скончался выдающийся религиозный и политический деятель шейх Абд аль-Насер Джабри (фото на постере). Человек, выступавший за диалог конфессий, пользовался огромным авторитетом не только среди суннитов, но и среди шиитских движений (в том числе и Хезболлы). Колумнист «Реального времени» Анхар Кочнева, живущая на Ближнем Востоке, была лично знакома с богословом, и не приехать на траурную панихиду она не могла. В своей авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, она рассказывает о тех, кто приехал попрощаться с шейхом, и впервые приводит отрывок из ее личной беседы с этим человеком.
«Ливан страна маленькая. Тут многие знают друг друга лично»
Трудно писать об уходе из жизни тех, кого знаешь лично. Еще труднее это делать в том случае, если речь идет о выдающихся и многими любимых людях. Именно таким был скончавшийся на прошлой неделе известный во многих странах Ближнего Востока ливанский общественный и религиозный деятель шейх Абд аль-Насер аль-Джабри. Покойный родился в 1958 году в Бейруте, получил профильное образование в Бейруте, Мекке и в Дамаске, который он очень любил, и потому воспринимал близко к сердцу все то, что в последние годы творилось в Сирии. В 1999 году в Карачи ему была присвоена докторская степень.
Церемония принятия соболезнований близкими покойного длилась два дня. За это время исламский колледж близ кувейтского посольства в Бейруте, которым руководил шейх Абд аль-Насер посетили тысячи человек. Выразить свои соболезнования приезжали целыми группами, в том числе — из-за рубежа: делегации духовенства Ирака, Сирии, Палестины и других стран. Память суннитского шейха пришли почтить и христиане, и друзы, и шииты. Политики, дипломаты, религиозные деятели, журналисты — многие посчитали своим долгом отложить свои дела и отдать долг памяти ушедшему. Ливан — страна маленькая. Тут многие знают друг друга лично. Подавляющее большинство посетителей мероприятия близко и давно были знакомы с покойным. Люди один за другим брали слово, рассказывали о том, кем был шейх Абд аль-Насер для них лично и для исламского мира в целом.
Бывший министр иностранных дел Ливана Аднан Мансур (второй слева) и один из сыновей покойного принимают соболезнования
«Его предназначение — содействие в объединении людей»
Специально приехавший из Дамаска Ахмад Самер аль-Каббани — директор департамента вакфов Дамаска сказал следующее:
«Сегодня много говорили о том, что потерял Ливан после кончины шейха Абд аль-Насера. Но потерял не один Ливан — Сирия также скорбит об этой утрате. С одной стороны, это огромная ощутимая потеря в рядах исламских ученых и богословов, с другой — мы потеряли человека, который много внимания уделял воспитанию и образованию членов мусульманской уммы, доносил всеми силами до мусульман подлинный дух ислама. Сегодня ведь многие пытаются представить ислам религией агрессии, а не религией мудрости. Разжигать в сердцах мусульман ненависть, в том числе друг к другу. В стенах своего колледжа он старался вырастить новые поколения богословов, которые могли бы противостоять попыткам извратить ислам. Мы считаем, что он был не только ливанцем, но и одним из выдающихся ученых богословов Сирии».
Как сказал в своей беседе со мной посетивший траурные мероприятия бывший министр иностранных дел Ливана Аднан Мансур, уход из жизни такого выдающегося ученого является, безусловно, огромной и невосполнимой утратой. По словам экс-министра, предназначением Джабри было показывать миролюбие и мудрость, присущие исламу. Предназначение — содействие в объединении людей различных вероисповеданий и религиозных течений. Он был посланником любви и добра.
«Пусть Бог будет милостив к нашему дорогому ушедшему другу — выдающемуся богослову шейху Абд аль-Насеру. Он, безусловно, останется в сердцах всех тех, кто его знал, уважал и любил…», — добавил Мансур.
Шейх Ахмад Самер аль-Каббани — директор департамента вакфов Дамаска дает интервью телевидению
«Оголтелая травля действительно значительно ухудшила его самочувствие»
Предки Абд аль-Насера Джабри были выходцами из арабских племен Аравийского полуострова и являлись непосредственными участниками походов первых мусульман на Персию, Ирак, Египет и сирийско-палестинский регион (Шам). В этой семье было традиционно много мусульманских ученых и богословов. Дед покойного был известным торговцем, семья жила, что называется, на два дома: в Бейруте и Дамаске (в то время оба этих города были в одной и той же стране). В 1982 году он стал одним из организаторов Союза мусульманских ученых.
Джабри был ректором исламского колледжа «Аль-Дауа» (приглашение), из стен которого вышло много молодых мусульманских ученых. Являлся руководителем десятка благотворительных организаций. Во время израильской оккупации юга Ливана сыграл важную роль в национальном движении сопротивления (особенно в районе города Сайда).
22 декабря 2016 года его не стало.
Принесение соболезнований представителями друзского духовенства
…Мое знакомство с шейхом Абд аль-Насером состоялось два года тому назад благодаря друзьям из Министерства вакфов Сирии. Каждый раз, когда я приходила к нему в его колледж, вокруг него были люди. Это были и многочисленные ученики (в том числе достаточно много ребят-иностранцев), и люди, нуждавшиеся в каких-то советах, помощи, приходившие сюда с какими-то своими проектами и идеями. Время и силы находились на каждого. Несмотря на достаточно почтенный возраст (58 лет), шейх Абд аль-Насер руководил не только основанным им исламским колледжем в Бейруте, но и являлся руководителем исламского движения Умма. Он руководил небольшим телеканалом, давал интервью, участвовал в международных конференциях. Был членом совета по сближению различных течений ислама.
Именно из-за настойчивых попыток наладить межисламский диалог шейх Абд аль-Насер подвергался массированной травле со стороны тех, кому выгодна разобщенность мусульман и противостояние (иногда становящееся кровавым) между различными течениями одной и той же религии. Взявшие на вооружение древний принцип divide et impera (лат. разделяй и властвуй. – прим. ред.) отчаянно ненавидели миролюбивого и хорошо образованного мусульманского ученого, с легкостью побеждавшего мракобесов на дискуссионном поле. По словам близких шейха, эта оголтелая травля действительно значительно ухудшила его самочувствие и, вероятно, приблизила его уход.
Для присутствовавших была открыта книга соболезнований
«Чудовищные акции, которые совершаются именем религии, к настоящему исламу отношения не имеют»
Незадолго до смерти шейха я брала у него небольшой комментарий о том, что происходит сегодня в странах региона и о том, как относится ислам к тому злу, что творят прикрывающиеся им террористы. Так вышло, что комментарий этот я публикую только сейчас. Пусть он станет призывом к благоразумию от человека, до конца своих дней стремившегося к миру.
«Именем Бога милостивого милосердного.
Те чудовищные акции, которые совершаются сегодня с преступными и разрушительными целями именем религии или ислама, к настоящему исламу никакого отношения не имеют. Ибо реальный ислам допускает самопожертвование с целью убийства кого-либо еще только в случае, когда идет речь о сражении непосредственно с врагом на войне. Однако же такие акты недопустимы против мирных людей. Сегодня мы наблюдаем манипуляции с этими понятиями, одно пытаются выдать за другое с целью дезориентировать и обмануть массу мусульман. Подобное происходит сегодня в Сирии, Ираке, Ливии, Турции и началось в странах Европы.
Мусульманские богословы не раз обращали свое внимание на эту проблему и призывали к бдительности и к сплочению. Но из-за этого они сами стали целью для мракобесов — сегодня их похищают, расстреливают и взрывают. Мракобесам не нужны ни мир, ни процветание, их целью являются совсем другие вещи. Одна из их целей — это хаос. То, что уже получило в политике название «управляемого хаоса». Отсутствие стабильности ведет к распрям и раздорам и уменьшает шансы на объединение людей во имя процветания. Надо прилагать усилия по предотвращению попадания молодежи под влияние тех, кто является носителем подобной идеологии. Такая идеология является далекой от принципов исламского шариата и не является угодной Всевышнему».