Анхар Кочнева: «Убийством Салеха хуситы нажили себе множество новых врагов в Йемене»

Вероломное убийство бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха обернется для хуситов серьезными проблемами, считает колумнист «Реального времени» с Ближнего Востока Анхар Кочнева. Новость о смерти влиятельного государственного деятеля в арабской стране несколько обескуражила нашу журналистку, поскольку ранее она договаривалась с ним об интервью. В авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, Кочнева рассказывает, кем был Салех для йеменцев и что сейчас происходит в государстве, охваченном гражданской войной. 

Не получившееся интервью

Согласие на встречу со мной для записи нескольких интервью Салех дал еще в первой половине этого года. Но летом ехать в такую жаркую страну, которой является Йемен, тяжело даже для меня. А на эту осень у меня были свои собственные планы. Договаривались на период после конца января, когда у меня планируется снижение нагрузки. Хотя начало декабря фигурировало в качестве альтернативного времени поездки.

Человек, который занимался организацией этой моей поездки, писал о том, что никак не может придумать, каким образом ввезти меня в страну. Дело в том, что большинство дорог из Адена, по его словам, контролируется ИГИЛом (организация запрещена в РФ, — прим. ред.). А аэропорт в самой Сане разбомблен уже давно Саудовской Аравией. Надеялись придумать что-то до января. Например, лететь можно было через Оман, однако потом пришлось бы ехать через весь Йемен по земле. А там тоже могло случиться все, что угодно.

Традиции «подлинных арабов»

Для того, чтобы понимать, кем же был Али Абдалла Салех, надо понимать, что такое сам Йемен. Йменцы, наряду с оманцами, многими признаются «подлинными арабами»: это люди, которые сохраняют традиционный уклад жизни. А это — палка о двух концах: прямота и верность слову с одной стороны и архаичность и в чем-то даже дикость — с другой. Салех правил страной, где могли, к примеру, захватить в заложники туриста только за тем, чтобы вынудить правительство построить к селу новую дорогу. Самого заложника кормили как лучшего и дорогого гостя, но приятного в этом было все равно для удерживаемого насильно маловато. Именно из-за таких «обычаев» иностранцам приходилось ездить в ряд йеменских провинций с вооруженной охраной.

Кроме того, в самом Йемене в его современной истории уже случались междоусобные гражданские войны (вспомните хотя бы, что на фоне очередного подобного конфликта развиваются события первой части сериала «Русский перевод»). И вы поймете, какой непростой страной пришлось 33 года управлять убитому политику. Он один, видимо, и был способен справляться. Настоящий «отец нации», без дураков. Тот, кого уважали и кто был способен договариваться. Решил, видимо, договариваться в интересах народа и в этот раз, но не дали.

Ситуация в стране аховая: дороги, как мы помним, в руках экстремистов. Саудовские бомбардировки разрушают инфраструктуру, памятники истории, убивают и ранят людей. Из-за антисанитарных условий в стране наблюдается вспышка холеры и многих других инфекционных заболеваний. Прекращение огня было необходимо. Но хуситы — его вчерашние союзники — этого не хотели.

 

Хуситы нажили себе новых врагов

Сейчас мой друг, который приглашал меня в эту страну и договаривался о моей встрече с Али Абдалла Салехом, пытается покинуть опасный район. По городу уже ходят со списками «неугодных», убивают сразу или увозят, чтобы убить позднее. Арабские СМИ сообщают о том, что убиты уже более 200 солдат из отрядов Салеха и многие люди из руководства его партии.

Живущая в Йемене знакомая пишет о том, что вчера попыталась отбить схваченных у ее дома солдат, но хуситы не стали ее слушать, затолкали обратно в дом. Хлеба у нее нет уже три дня, кончается вода. В городе и особенно в дипломатическом квартале, где находится ее дом и дворец президента страны, царит ужас, который усиливают саудовские бомбардировки: дворец находится в руках хуситов.

Чем закончится для Йемена этот поворот его истории? Сказать трудно. Ясно одно: хуситы нажили себе множество новых врагов. Убийство лидера клана для Йемена — это очень серьезно. А это значит, что крови будет много: по местному обычаю, вернуть в ножны вынутый из них традиционный кинжал можно, только обагрив его кровью обидчика.

 

https://realnoevremya.ru/society/authorities/83315-anhar-kochneva-ob-ubiystve-eks-prezidenta-yemena-saleha