Мнение: туристический и экскурсионный потенциал страны недооценен
Несмотря на то что дипломатические отношения между Россией и Ливаном существуют уже более 150 лет, большинство жителей России не ассоциирует эту страну с экскурсионным туризмом. И дело тут не только в том, что даже те, кто туда собирается, нет-нет да и назовут Ливан Ливией. И не только в том, что многие просто убеждены в том, что в Ливане идет какая-то «война». Эксперт и автор путеводителей по ближневосточным странам, корреспондент HL в Бейруте Анхар Кочнева считает, что основная проблема – отсутствие информации о туристическом потенциале этой страны. По ее мнению, масштабы доставшегося ливанцам сокровища не до конца правильно оценивают даже в министерстве туризма этой крохотной ближневосточной страны. Оценим?
Даже те агенты и туроператоры, кто уже давно занимается этой страной, мало осведомлены о том, что в Ливане порядка 150 различных значимых достопримечательностей, начиная с природных (более 80 пещер и гротов, несколько озер и водопадов) и заканчивая различными памятниками истории и архитектуры (от доисторических времен до первой половины XX века). Для любителей дайвинга есть не только живописные подводные ландшафты, но и несколько интереснейших затонувших судов. Это французская подводная лодка, лежащая на глубине всего 36 м, и уникальный броненосец XIX века – гордость британского флота, который погрузился вертикально и врезался носом в песок. Кроме того, существует множество более «мелких» достопримечательностей. Их можно смотреть, что называется, по дороге из одной «большой» достопримечательности в другую. Точное их количество, скорее всего, на данный момент не может назвать никто. По неофициальным данным, в стране одних только памятников греко-римской эпохи более 300 (!). Однако около трети из них вообще никак не изучается и туристы о них не информируются.
При всем этом богатстве потенциально интересных для иностранных туристов мест министерство туризма страны практически никогда не занималось рекламой этих памятников на международной туристической арене. Основной виной тому – традиционная ориентация арабских стран на «внутриарабский» рынок, преимущественно на привлечение в свои страны жителей и граждан богатых стран Персидского залива. Подобные визитеры заполняли отели, арендовали автомобили, оставляли деньги в ресторанах и казино. Однако они совершенно не интересовались историческим наследием Ливана. Такое положение дел расслабило и разучило работать сотрудников министерства туризма: в такой ситуации это было совершенно не обязательно. Жители, скажем, Саудовской Аравии, залив бак машины бензином и погрузив членов своих семей в автомобиль, за несколько часов доезжали до страны с умеренным климатом (особенно это актуально в летние месяцы, когда на Аравийском полуострове под 50 градусов) и достаточно свободными нравами (дамы с пониженной социальной ответственностью и алкоголь).
Немаловажным было и то, что в случае поездки в Ливан такие туристы не сталкивались с наличием языкового барьера. Однако после того как сирийско-иорданская граница была захвачена боевиками, в Ливан можно попасть только по воздуху. А это уже совсем иные деньги. Бывшие клиенты Ливана переориентировались на Стамбул, а также восточно-европейские страны. Вместо уже много раз посещенного ими Ливана арабские туристы поехали в те места, где прежде никогда не были.
По словам источников в недрах самого министерства туризма Ливана, руководство лишь имитирует кипучую деятельность. А ливанские журналисты вопиют о том, что деньги министерства расходуются на никому не нужные провинциальные «фестивали» а-ля «день фермера в Кукуеве». Не осознавая того, что рынки и ситуация на них давно поменялись, министерство по-прежнему ждет, что рекламу туристических возможностей их страны возьмут на себя работающие с Ливаном иностранные туристические компании. Вероятнее всего, тут даже не подозревают о том, что из-за введения в России фингарантий ушло с рынка как минимум 90 % компаний, традиционно занимавшихся организацией поездок в Ливан. Основной турист, едущий в эту страну, как правило, сам занимается организацией своего тура: это является прямым следствием практически нулевого предложения со стороны туротрасли. Рискну предположить, что в министерстве даже абсолютно уверены в том, что всё делается правильно, ибо... количество туристов из России в Ливане растет. Только вот приезжают граждане России в Ливан не столько из самой России, сколько с соседнего Кипра, где, по неофициальным данным, живет и работает уже более 40 000 русскоговорящих. Большинство туристов посещает Ливан, прочитав о поездках своих друзей и знакомых, но никак не благодаря «стараниям» профильного ведомства этой страны.
Мешает увеличению потока иностранных туристов и тот факт, что в разгар «высокого» туристического сезона (лето и новогодние, рождественские и пасхальные каникулы) билеты в Ливан надо покупать задолго до даты полета. Дело в том, что большинство граждан Ливана живет за пределами своей родины и в это время приезжает навестить своих родственников. Билетов либо нет вовсе, либо стоят они в 2-3 раза выше обычной цены «низкого» сезона. Кроме, собственно, проживающих за пределами Ливана ливанцев, этими же рейсами летят в Бейрут сирийцы: несмотря на то что аэропорты в Дамаске и Латакии работают и принимают регулярные рейсы, в частности, из Москвы («Сирийские авиалинии»), прямых рейсов из многих других стран в Сирию нет вовсе, а тех, что летают, явно недостаточно. Однако большинству туристов зачастую требуется оформление билетов незадолго до вылета. А это чревато обломом.
Большинство европейцев приезжает в Ливан с экскурсионными целями. И дело тут не только в обилии памятников такого рода. Несмотря на наличие почти 210-километрового побережья, Ливан не может конкурировать с другими странами Средиземноморья в качестве пляжного направления. Сами ливанцы язвительно называют свою страну «страной без моря», и в этой шутке шутки самая малость. Большая часть побережья не пригодна для купаний – скалы. Немногие участки, где можно оборудовать песчаные пляжи, зачастую находятся в частной собственности. Там, где открыты зоны отдыха, цены на вход кусаются: 15–20 $ на человека, детям вдвое дешевле. В каждом городе имеется по бесплатному муниципальному пляжу, но там бывает грязно или нет спасателей. В Ливане много так называемых отбойных течений, поэтому следует соблюдать предельную осторожность при купании в местах, где отсутствуют спасательные службы. Кроме того, ливанские пляжные отели не работают по системе «Всё включено». Часто такие отели и вовсе не включают в стоимость номера какое бы то ни было питание, а цена при этом – 200 $ за ночь. Недостатка в клиентах такие отели летом не испытывают: их заполняют состоятельные ливанцы. Часто отели полностью бронируются под проведение свадеб и размещение гостей. Особенно большая загрузка на выходные: в итоге в ряде отелей проживание в будни обходится дешевле, чем на weekend.
Несмотря на все эти тонкости и даже явные минусы, при должной организации дела Ливан может стать не только интересным, но и возвратным туристическим направлением. Многие приезжавшие в страну, что называется, с разведывательными целями, возвращаются в Ливан вновь и вновь. Подавляющее большинство достопримечательностей страны бесплатно для посещения. Речь, разумеется, идет не о самых раскрученных местах. Хотя даже билет в легендарный таинственный Баальбек, самый большой храмовый комплекс античного мира, который строился почти 400 лет, стоит почти в 10 раз меньше, чем посещение иорданской Петры. Древние финикийские города, замки крестоносцев, образцы средневекового зодчества, античное наследие, пещеры и даже дома первобытного человека, реликтовые ливанские кедры, возраст которых иногда достигает более чем 3 500 лет, горнолыжные курорты – всё это хороший и добротный туристический продукт. Особенно в сочетании с потрясающей ливанской кухней. В ряде случаев туристы могут почувствовать себя в шкуре первооткрывателя: на большинстве объектов нет толп туристов и можно в тишине наслаждаться дыханием времени.
Единственное, от чего стоит предостерегать туристов, – это от попыток взять в аренду автомобиль.